Порядок определения арендной платы

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ).

Специальные правовые нормы действуют при переоформлении земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Арендная плата за использование земельных участков, переданных в аренду по правилам ст. 36 Земельного кодекса РФ, устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Постановление Правительства РФ, устанавливающее общие начала определения арендной платы, в настоящее время не принято, в связи с чем существует пробел на федеральном уровне в регулировании арендной платы за государственные и муниципальные земли.

Таким образом, особенно остро сейчас стоит вопрос о том, чтобы Правительством Российской Федерации в кратчайшие сроки был принят соответствующий нормативно-правовой акт.

В связи с отсутствием в этой области полноценного федерального законодательства принимается множество разрозненных нормативно-правовых актов на региональном уровне и уровне муниципальных образований, тем самым соответствующие органы пытаются самостоятельно устранить пробелы в регламентации и регулировании арендных земельных отношений, в том числе в установлении сроков аренды, определении размера арендной платы. Все это снижает эффективность использования земельных ресурсов в Российской Федерации, предопределяет отсутствие единого подхода в судебно-арбитражной практике при применении законодательства.

В большинстве субъектов Российской Федерации базовые ставки арендной платы за землю установлены на основе нормативной цены земли или действующих ставок земельного налога, дифференцированных по категориям земель, целевому использованию и категориям арендаторов.

Поскольку не существует единых принципов определения базовых размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, то на местах широко распространена практика искусственного занижения арендной платы с одновременным введением различных целевых муниципальных сборов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации средства от арендной платы перечисляются на бюджетные счета органов федерального казначейства. Порядок распределения средств от арендной платы по уровням бюджетной системы Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности, не облагается налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать нормы бюджетного законодательства, устанавливающие поправочные коэффициенты и содержащиеся в законах о федеральном бюджете на соответствующий год.

Между тем в 2004 и 2005 гг. соответствующие нормы об индексации ставок арендной платы в законах о федеральном бюджете на соответствующий год отсутствуют.

Размер арендной платы определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса). Это означает, что если сторонами не определено условие о размере арендной платы, то договор аренды не считается заключенным. При этом порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются непосредственно договором. Если земельный участок сдается в аренду из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, то общие принципы определения арендной платы (порядок, условия и сроки внесения платежей) устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно.

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 г. N 104-р "Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка"*(75) (далее - примерная форма договора аренды), зарегистрированным в Минюсте РФ 23 июля 2004 г. N 5943, в соответствии с подп. "в" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" утверждена примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.

Согласно п. 3.4 указанной примерной формы договора аренды "размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в ______ лет при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляются на основании дополнительных соглашений к Договору".

Таким образом, в данном случае приоритет отдан договорному механизму регулирования изменения арендной платы за землю.

Следует отметить, что данный взвешенный подход учитывается и судебной практикой.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2004 г. по делу N Ф08-4160/2004 сделан вывод, что согласно действующему законодательству, в частности п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Однако данное положение не означает, что органы местного самоуправления могут устанавливать ставки арендной платы по заключенным ранее договорам произвольно, без учета действующего законодательства, сложившейся к моменту изменения договора экономической ситуации и интересов арендаторов земельных участков. Расчет арендной платы должен производиться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения*(76).


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.