Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Столыпинская реформа


Вплоть до аграрной реформы 1861 года крестьяне практически не имели каких-либо самостоятельных прав на землю. Реформа 1861 года была осуществлена на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г., общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, положения об устройстве дворовых людей, положения о выкупе и др.

Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что они были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.

Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение – главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодических «общих переделов», а в периоды между ними – путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.

Община имела особое правовое значение. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из членов равного участия в использовании земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.

Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г.

Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. о новом, льготном порядке выдела из общины. В последующем Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910 г. Важные моменты Указа и Закона состояли в следующем: (1) в обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения был упразднен, общества считались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева – частными собственниками находившихся в их владении земельных участков; (2) домохозяин также получал право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участка надельного землевладения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела; (3) домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», то есть объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы (эта мера способствовала укреплению крестьянских хозяйств); (4) был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, признается не сам двор в целом, а единолично домохозяин, то есть глава семьи.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: