Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Правовой режим земель физических и юридических лиц


Согласно действующему земельному законодательству земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для ведения сельскохозяйственного производства, создания лесозащитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

- гражданам, в том числе ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- некоммерческим организациям;

- казачьим обществам;

- общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла.

Гражданам земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Условия предоставления земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства были рассмотрены нами выше.

Рассмотрим особенности правового режима земель, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства.

Личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного (подсобного) хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 23 июня 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется гражданами для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьян кого (фермерского) хозяйства.

Как уже упоминалось, сельскохозяйственные земли могут предоставляться гражданам для ведения садоводства, животноводства, огородничества. Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (ст. 12) предусматривает, что при зонировании территории определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества, дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий. В схемах зонирования территорий для размещения таких объединений должны содержаться сведения о месте нахождения, площади и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Обеспечение граждан названными землями является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Тем же законом предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно установленным требованиям регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Наличие у гражданина, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка может служить основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление ведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка.

Нормы предоставления земельных участков гражданам для указанных целей определяются на основании ст. 33 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные земельные участки могут предоставляться и для коллективного и индивидуального сенокошения, выпаса скота. Для этих целей земли могут предоставляться гражданам в аренду.

Основная часть земель сельскохозяйственного назначения предоставляется коммерческим организациям и предприятиям аграрного направления. Сельскохозяйственные земли могут иметь, в том числе, и некоммерческие организации – потребительские кооперативы, союзы фермеров, сельскохозяйственные кооперативы. В сельском хозяйстве функционируют также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Земли закрепляются за такими предприятиями в постоянное (бессрочное) пользование.

Сельскохозяйственные земли предоставляются также в пользование учреждений аграрного профиля, научно-исследовательских институтов, сельхозтехникумов. Они используют предоставленные земли для исследовательских работ, учебных целей, для ведения сельскохозяйственного производства.

Аграрное производство ведут и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации. Прежде всего, речь идет о тех промышленных предприятиях, которые имеют подсобные сельские хозяйства и выращивают продукцию в основном для работников таких предприятий.

Определенное количество сельскохозяйственных земель занимают религиозные организации, которые традиционно занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

Итак, мы обозначили те виды юридических лиц, которые являются субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения. При этом следует отметить, что государственные и муниципальные органы в качестве таких субъектов не рассматриваются, хотя могут иметь данные земли в собственности, получив их, например, после прекращения прав прежних владельцев или приобретя их путем выкупа. Но эти земли переходят в фонд перераспределения и временно исключаются из хозяйственного использования вплоть до передачи или продажи другим юридическим лицам и гражданам.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: