Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Понятие экономического механизма охраны и использования земель


Понятие экономического механизма тесно связано с методом управления использованием и охраной земель. Метод управления – это способы, приемы, средства воздействия на, управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы классифицируются на экономические, административные, социально-психологические и др.

Понятие механизма. Экономические методы воздействия основаны на экономическом использовании материальных интересов. Экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупность. Комплекс взаимосвязанных экономических: мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли. Различные уровни управления экономикой, т.е. уровень Российской Федерации в целом, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления и землепользователей образуют систему экономического механизма.

Экономический механизм можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления это система организационно-экономических мер по поводу использования и охраны земли. Так, планирование использования и охраны земли осуществляется посредством организационно-административного метода управления, но в плановых актах содержатся элементы: экономического воздействия на землепользователей. Планируется и непосредственное использование экономических мер. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры.

Практика выработала такие исходные начала, принципы экономического управления землями, как платность землепользования, научная обоснованность, ответственность.

Платность. Основным принципом экономического механизма использования и охраны земли является платность. Он означает использование земли исключительно за плату. В основе принципа платности лежит экономическая (стоимостная) оценка земли. Денежная оценка позволит сопоставить роль земли в производстве наряду с другими ресурсами, которые имеют стоимость и цену (материально-техническими, трудовыми), будет препятствовать бездумному отводу ценных земель для несельскохозяйственных целей, а также более точно определять ущерб, причиняемый земельным угодьям при их нерациональном использовании. Установление платности пользования землей и другими природными ресурсами направлено на решение экономических и экологических задач: повысить заинтересованность в их эффективном использовании, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства плодородия земли.

Научная обоснованность. Принцип научной обоснованности использования и охраны земли означает разумное сочетание экономических, экологических и иных интересов личности, землепользователя, общества и государства в целом, ведь конечной целью разрабатываемой и осуществляемой стратегии развития России является достижение экономического благосостояния в хозяйственной деятельности в сочетании с продовольственной, экологической и иными сферами безопасности России. Строгая научная обоснованность требуется при использовании и сочетании рычагов экономического механизма, определении экономической оценки земли, формировании цен на земельные участки, расчете экономического ущерба, причиняемого земле, при определении оптимальных затрат на охрану земли из различных источников – бюджетных, собственных средств предприятий, других каналов.

Экономическая ответственность. Принцип ответственности означает обязанность землепользователей возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли.

Экономический механизм охраны и использования земель включает ряд элементов, каждый из которых представляет собой целую систему мер. В узком смысле экономический механизм включает, прежде всего, регулирование, экономическое стимулирование.

Регулирование осуществляется органами государственного управления и местного самоуправления путем установления для землепользователей экономических различий-регуляторов. К ним относятся финансирование из различных источников, в том числе кредитные рычаги, установление платы за землю, экономическое стимулирование.

Финансирование. Обеспечение выполнения программ использования и охраны земли материальными средствами осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, собственных средств землепользователей, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, а также других источников, к которым относятся иностранные инвестиции.

Одним из источников финансирования природоохранных программ, в том числе и земли, являются экологические, страховые и другие фонды. Фонды – это денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели. На счета экологических фондов поступают средства в виде платы за загрязнение природной среды как в пределах нормативов, установленных природопользователям, так и сверх нормативов, за размещение отходов, средств, получаемых по искам о возмещении вреда, взысканных судами и арбитражными судами, штрафов за экологические правонарушения.

Плата за землю. Элементом экономического механизма рационального использования и охраны земли является плата за землю. Земельный налог уплачивают физические и юридические лица, использующие землю на праве собственности пожизненного наследуемого владения, пользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей да единицу земельной площади в расчете на год. Арендаторы уплачивают арендную плату, которая является самостоятельной формой платежа.

Экономическое стимулирование. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности.

Экономическое стимулирование включает:

1) выделение и использование средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также средств, поступающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв;

2) проведение почвозащитных мероприятий и др.

Выполнение намеченных мероприятий обеспечит:

1) повышение плодородия почв;

2) динамический прирост сельхозпродукции;

3) сокращение от выбытия сельхозугодий и создание новых рабочих мест. Экономическое стимулирование включает также компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесонасаждения и другие природоохранные объекты.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

1) разработка государственных прогнозов социальноэкономического развития на основе экологических прогнозов;

2) разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6) проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

7) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и др.;

9) иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: