Поможем написать любую работу на подобную тему
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции РФ). Земля подлежит охране как главный природный объект — основа существования общества и всей экосистемы. Для поддержания основных качеств земли применяются различные мероприятия, связанные с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли — основа норм, регулирующих данные отношения.
Глава 2 ЗК РФ Статьи 12 — 14:
Цели охраны земель — предотвращение последствий вредных негативных воздействий на них, а также — обеспечение улучшения и восстановления земель.
Правовое содержание последствий вредных негативных воздействий:
деградация (ухудшение свойств земель в результате природного и антропогенного воздействия);
загрязнения почв (содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на человека, окружающую природную среду);
захламление земель (размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, отходов);
нарушение земель (разработка месторождений полезных ископаемых, проведение строительных, геологоразведочных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы);
Воспроизводство плодородия земель с/х назначения — сохранение и повышения плодородия земель посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Содержание охраны земель. Права и обязанности в области охраны земель распространяются на всех участников земельных отношений, при этом собственники и пользователи земельных участков должны осуществлять мероприятия по (статья 13 ЗК РФ):
сохранению почв и их плодородия;
защите земель от водной и ветровой эрозии и других природных неблагоприятных воздействий;
защите земель от заражения вредителями и болезнями растений;
ликвидации последствий загрязнения;
сохранению достигнутого уровня мелиорации;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности проводимых мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, установленных санитарно-гигиенических норм и требований.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
В целях повышения заинтересованности пользователей земли в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Земля занимает ключевые позиции среди всех других компонентов природы. Она может рассматриваться как среда обитания человека. В этом значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права. Земля может рассматриваться в качестве объекта регулирования земельного права.
Правовой основой охраны земельявляются Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), федеральные законы, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты.
Объектами охраны и использования землив соответствии с ЗК РФ выступают:
– земля как природный объект и природный ресурс;
– земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
– части земельных участков;
– режим охраны и порядок использования земель, земельных участков, почв, права собственности на них.
Правовой режим земель– нормативно установленный и основанный на принципах земельного законодательства порядок возможного и должного поведения по отношению к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов России.
Порядок использования земель (почв) и режим их охраны определяются,во-первых, категорией земель, которые в соответствии ЗК РФ могут быть землями:
– сельскохозяйственного назначения, предоставленными для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям; также отданными научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям – для ведения подсобного хозяйства;
– поселений;
– промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения;
– особо охраняемых природных территорий и объектов;
– лесного и водного фондов;
– запаса.
Во-вторых, на определение режима охраны земель (почв) влияет также, являются ли земли освоенными, осваиваемыми, неосвоенными, деградированными, мелиорируемыми, рекультивированными, загрязненными теми или иными вредными веществами и т. п.
Субъектами охраны и использования земель могут быть граждане и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т. е. лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Кроме участников земельных отношений, субъектами охраны и использования земель могут быть другие граждане и юридические лица, контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т. д.
Статья 12. Цели охраны земель
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
2. Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)