Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств как источники земельного права


Правительство Российской Федерации осуществляет, согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации, обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе земельными и другими природными ресурсами. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Эти правительственные акты обязательны к исполнению на территории страны. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены последним на основании ст. 115 Конституции РФ. Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений.

Согласно Указа Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования («Российская газета», Собрание законодательства РФ), а иные акты Правительства РФ – со дня их подписания. В актах Правительства может быть установлен и другой порядок вступления их в силу.

Основная задача постановлений Правительства РФ – конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. В соответствии со ст. 2 (п. 3) Земельного кодекса РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ.

В пределах своих полномочий Правительство РФ достаточно активно в последнее время участвует в регулировании земельных отношений – приняты постановления Правительства РФ по многим вопросам, отнесенным ЗК РФ к его компетенции.

К ним относится, например, постановление Правительства РФ от 19.11.02 г. № 833 «О государственном земельном контроле», устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Постановлением Правительства РФ от 07.05.03 г. № 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков либо ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок использования таких данных определены постановлением Правительства РФ от 11.07.02 г. № 514.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные нормативные правовые акты, являющиеся источниками земельного права.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. До административной реформы 2004 года такая регистрация осуществлялась в Министерстве юстиции РФ, после – в Федеральной регистрационной службе РФ. В случае противоречия норм, содержащихся в актах федеральных органов исполнительной власти, актам высшей юридической силы действуют нормы, содержащиеся в актах высшей юридической силы.

В настоящее время полномочиями по регулированию земельных отношений наделены министерства. Важную роль в ведомственном регулировании земельных отношений играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития и др.

Так, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) обладает полномочиями по принятию правил и норм в области мелиорации земель; планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; планов проведения мероприятий по реабилитации загрязненных земель сельскохозяйственного назначения.

Министерство экономического развития и торговли РФ (далее – Минэкономразвития России) уполномочено на принятие нормативных правовых актов, определяющих состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц; порядок изменения границ кадастрового деления; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, а также иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции подведомственных ему агентств, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны земель, – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Так, Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее – МПР России) вправе осуществлять нормативноправовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, в том числе земель лесного фонда и земель водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, а также принимать иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции подведомственных ему агентств, наделенных отдельными полномочиями по государственному управлению в области использования и охраны земель, – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Федерального агентства водных ресурсов; Федерального агентства лесных ресурсов.

До административной реформы 2004 года нормотворчество в данной области в основном осуществляли Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр) по вопросам ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и др.; Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, в том числе земельными участками.

Например, 26 сентября 2001 г. был принят приказ Росземкадастра № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра». Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. № П/327 были утверждены требования к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет. 27 января 2003 г. был принят приказ Росземкадастра № П/6 «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля» и др.

Определенную роль в регулировании земельных отношений играют государственные стандарты, строительные, санитарные, природоохранные нормы и правила, иные нормативно-технические акты, которые закрепляют обязательные технические требования и правила в целях обеспечения рационального использования земель, недопущения причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде.

К их числу относятся ГОСТ «ССБТ. Строительство. Производство земляных работ способом гидромеханизации. Требования безопасности», введенный в действие постановлением Госстроя РФ от 21 января 2002 г. № 5; «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53 (СанПиН 2.1.7.1287-03); «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. № 38 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и ряд других.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.