Государственный земельный кадастр

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В статье 70 ЗК РФ закреплено понятие государственного земельного кадастра. В статье 4 Федерального закона РФ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»  определены цели создания и ведения земельного кадастра.

Так, государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- землеустройства;

- установления обоснованной платы за землю и т.д.

Многостороннее и важное значение кадастра для правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов требует наличия соответствующих документов, позволяющих иметь сведения о каждом земельном участке. Статья 13 указанного закона устанавливает обязательный перечень документов. Они подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы); к вспомогательным – книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети; к производным – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты и иные документы. В чем же состоит назначение основных документов кадастра?

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земель. Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках: их кадастровые номера; местоположение; площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в т.ч. размеры платы за землю, наличие объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Так, сведения государственного земельного характера носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прилагается квитанция об уплате услуг по предоставлению сведений. Для получения сведений о конкретном земельном участке заявитель указывает его кадастровый номер, а при отсутствии такового приводится описание местоположения земельного участка. Сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях – в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Выдача запрашиваемых сведений производится после предъявления паспорта или заменяющего его документа. Юридические лица предъявляют документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя. Органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органам местного самоуправления выдача сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем этого органа или его заместителем. Отказ в выдаче сведений Государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается.

В целом земельный кадастр представляет собой документальные данные, которые формируют несколько его взаимосвязанных разделов: государственная регистрация прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также совершаемых с ними сделок; государственный учет количества и качества земель; кадастровая оценка земель. Наиболее сложной частью кадастра является кадастровая оценка земель. При кадастровой оценке земель определяется их хозяйственная ценность. Ценность земельного участка определяется не только по его естественному состоянию (как при бонитировке), но и с учетом его экономической возможности давать доход. Государственная кадастровая оценка земель регламентируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316. Показатели кадастровой оценки применяются в процессе государственного управления земельным фондом, для обоснования ставок земельного налога, при оценке эффективности проектных решений в землеустройстве. В зависимости от выбранных критериев оценки она может быть общей (если в качестве критерия оценки принимается совокупная урожайность всех возделываемых культур) и частная оценка (когда в качестве критерия принимается урожайность отдельной культуры). Показатели оценки могут быть привязаны к отдельным территориям, регионам и т.д. В зависимости от этого оценка может быть внутрихозяйственной, районной, региональной, межрегиональной и т.д.

В заключение следует отметить, что в проведении государственного кадастрового учета земли может быть отказано, если: с заявкой обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастрового учета, по форме или содержанию не соответствуют требованиям федерального законодательства; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться кадастровый учет меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативным правовыми актами РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявителю в письменной форме с указанием причин такого отказа. Отказ может быть обжалован заинтересованными лицами в суде, арбитражном суде.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.