Понятие и особенности правового режима земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Субъекты и объекты прав на земли промышленности и иного назначения


Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, и иного специального назначения признаются земли, предоставленные компетентными органами в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Наука земельного права в целях облегчения использования многозначной терминологии данной категории земель разработала термин «земли специального назначения». Всем землям специального назначения присущи общие и специальные цели использования, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориального базиса и не являются сельскохозяйственными.

К землям специального назначения относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, связи, радиовещания, космической деятельности и осуществления иных специальных задач. Это одна из комплексных категорий земель, объединяющая большое число разнообразных земель, предназначенных для различных производственно-хозяйственных и иных специальных целей. В зависимости от характера специальных задач, для решения которых такие земли используются или предназначены, они, согласно статье 87 ЗК РФ, подразделяются на земли:

- промышленности;

- энергетики;

- транспорта;

- связи, радиовещания, телевидения, информатики;

- для обеспечения космической деятельности;

- обороны и безопасности;

- иного специального назначения.

Как можно видеть, ЗК РФ не дает исчерпывающего перечня земель данной категории. Но и приведенный перечень этих земель весьма обширен и свидетельствует о появлении в нашем земельном законодательстве новых подразделений земель, в целом составляющих самостоятельную категорию в предусмотренном ЗК РФ (ст. 7.) составе земель Российской Федерации. Особенности правового режима указанных земель, установленные ЗК РФ (ст. ст. 88-93), учитываются при проведении зонирования территорий.

В целях обеспечения безопасности населения и обеспечения создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо опасных, радиационно опасных и ядерноопасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и транспортных и иных объектов в состав таких земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны – это полосы и земельные участки, выделяемые для ослабления и устранения загрязнений, вредных физических воздействий на здоровье человека. Выделение санитарных зон предусмотрено Федеральным законом РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Размеры санитарно-защитных зон устанавливаются из такого расчета, чтобы показатели вредных воздействий на них пределами не превышали установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ или предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. Величина санитарно-защитных зон (разрывов между промышленными предприятиями и жилой застройкой) для предприятий 1-го класса санитарной вредности составляет 1000 м, 2-го класса – 500 м, 3-го класса – 300 м, 4-го класса – 100 м, 5-го класса – 50 м.

Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земельные участки данной категории, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральными транспортными путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

ЗК РФ говорит также, что порядок использования отдельных видов земель данной категории, а также установления зон с особыми условиями использования определяется:

- правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

- органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, являющихся собственностью субъектов РФ;

- органами местного самоуправления в отношении указанных земель, являющихся муниципальной собственностью.

Земли специального назначения имеют две основные формы: в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, учреждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вторым – земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводным транспортом и т.д.

Земли под предприятиями, являющимися источником повышенной опасности, подлежат огорожению, поскольку владелец такого источника несет ответственность за причинение им вреда и при отсутствии своей вины в этом. Ленточные же земельные участки, хотя и являются потенциальным источником повышенной опасности, огорожению не подлежат, поскольку это ограничило бы доступ людей в места, где допускается общее землепользование (проход к нужным объектам, проезд людей). На правовой режим земель специального назначения влияют следующие обстоятельства:

1) объект, под который предоставлена земля. Так, горнодобывающее предприятие, для которого отводится земельный участок, обусловливает особый горно-земельный правовой режим на участке, выражающийся в обеспечении не только рационального использования земельного участка, но и экологически правильной добычи ископаемых, складирования выработанных горных пород, для чего выделяются специальные места, безопасные для окружающей природной среды.

2) правовой статус субъектов, использующих земельный участок специального назначения. Например, если использование земель осуществляет железнодорожная транспортная организация, то порядок использования земли урегулирован не только земельным законодательством, но и специальным, распространяющимся на данных субъектов. Использование подъездных железнодорожных путей, к примеру, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2003 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

3) особенности земель, на которые распространяется режим специального назначения. Если, к примеру, под земли железнодорожного транспорта предоставлена холмистая местность, по низине которой проходит железнодорожная ветка, то в целях предотвращения снежных заносов землепользователи вправе осуществлять в зимнее время специальное огорождение для снегозадержания. Подобного огорождения нельзя делать на возвышенных местах, поскольку это будет необоснованным препятствием для переходов или переездов людей.

4) обстановка, которая сложилась в данной местности. Так, при введении в данной местности военного положения управление делами на специальных несельскохозяйственных объектах переходит к местным военным властям; при введении чрезвычайной экологической ситуации осуществляется прекращение или приостановление деятельности данных объектов, если она отрицательно или неблагоприятно влияют на окружающую среду, на здоровье человека и на его генетический фонд; при придании данной местности статуса зоны экологического бедствия допускается лишь деятельность тех несельскохозяйственных объектов, которая связана с обслуживанием проживающего на данной территории населения, деятельность же остальных приостанавливается и т.п.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.